• Приглашаем посетить наш сайт
    Житков (zhitkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1930"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Пушкин в жизни. Эпилог
    Входимость: 4. Размер: 59кб.
    2. Пушкин в жизни. Дуэль, смерть и похороны
    Входимость: 2. Размер: 163кб.
    3. Пушкин в жизни. В Одессе
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    4. Записи для себя. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    5. Фохт-Бабушкин Ю.: В. В. Вересаев - легенды и реальность
    Входимость: 2. Размер: 96кб.
    6. Фохт-Бабушкин Ю.: В. В. Вересаев и его публицистические повести
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    7. Постникова Т. В.: Вересаев. В. В. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    8. Вересаев. Воспоминания. II. В студенческие годы. В Дерпте
    Входимость: 1. Размер: 102кб.
    9. Быстров В. Н.: Вересаев В. В. (Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    10. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    11. Воспоминания В. В. Вересаева о Федоре Сологубе
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    12. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    13. Пушкин в жизни. Анонимный пасквиль. Первый вызов. Женитьба Дантеса
    Входимость: 1. Размер: 133кб.
    14. Пушкин в жизни. В придворном плену
    Входимость: 1. Размер: 266кб.
    15. Гоголь в жизни. IX. В России (Октябрь 1841 г. - июнь 1842 г.)
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    16. Павлова М. М.: В. В. Вересаев о Федоре Сологубе
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    17. Гоголь в жизни. X. Заграничные скитания
    Входимость: 1. Размер: 175кб.
    18. Шмелев И. С. - Вересаеву В. В., 26/13 ноября 1921 г.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    19. Болезнь Марины
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    20. Голдин Владимир: Очерк о творчестве В. В. Вересаева
    Входимость: 1. Размер: 93кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Пушкин в жизни. Эпилог
    Входимость: 4. Размер: 59кб.
    Часть текста: - одни указывают на царя, другие видят главного виновника в Бенкендорфе и действиях тайной полиции, некоторые считают, что в центре всей интриги стоял Уваров, раздаются также голоса в пользу того, что след интриги ведет в покои императрицы; иные называют организаторами травли Нессельроде и его жену. Более вероятно, что инициатива диплома исходила от обитателей голландского посольства. Высказывалось и предположение, что здесь мы имеем дело с международным заговором. Ю. Н. Тынянов, например, считал, что он сложился на Венском конгрессе по предложению Меттерниха и Александра I; целью его было обезглавить революционное движение, физически уничтожая его вождей и глашатаев; помимо Пушкина его жертвами стали Грибоедов, Полежаев, Лермонтов, гениальный французский математик Галуа... Согласно другой подобной версии заговор против поэта организовали масоны. Разумеется, высказывается и немало смехотворных предположений, вроде того, что Дантес застрелил великого поэта по просьбе своей возлюбленной, Идалии...
    2. Пушкин в жизни. Дуэль, смерть и похороны
    Входимость: 2. Размер: 163кб.
    Часть текста: историка того края: "Долгая жизнь великим умам несвойственна, им надо желать благодарного потомства". Потомство... Имя Пушкина еще при жизни все чаще соединялось с именем России. Даже законченный скептик Чаадаев написал в 1836 году: "... Может быть, было преувеличением хотя бы на минуту опечалиться за судьбу народа, из недр которого вышла могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова, грациозный гений Пушкина". А через 50 лет русская литература неожиданно ворвалась на Запад и потрясла всех своею новизною. Открылся целый народ, даже целый мир" (как воскликнул один из пораженных критиков), мир, полный глубокого нравственного, человеческого и художественного значения. Родился даже новый термин, чтобы передать этот особый дух - ame russe (русская душа). И на недоуменный вопрос образованного европейца, откуда у вас такая литература, как вырвалась она из груди вашего народа? - слышали в ответ: "в авторе "Руслана и Людмилы", "Онегина" и "Капитанской дочки" - средоточие нашей культуры; Пушкиным у нас умнеет все, что способно умнеть". В сущности, это событие нетрудно было предвидеть. "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа", - сказал ...
    3. Пушкин в жизни. В Одессе
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    Часть текста: он на свое горе, часто заставляла меня забывать и собственное .. . Бывало, посреди пустого, забавного разговора, из глубины души его или сердца вылетит светлая, новая мысль, которая покажет и всю обширность его рассудка. Часто со смехом, пополам с презрением, говорил он мне о шалунах-товарищах его в петербургской жизни, с нежным уважением о педагогах, которые были к нему строги в лицее. Мало-помалу открыл весь закрытый клад его правильных и благородных помыслов, на кои накинута была замаранная мантия цинизма. Ф. Ф. Вигель. Записки, т. VI, с. 89, 98 . Здоровье мое давно требовало морских ванн, я насилу уломал Инзова, чтоб он отпустил меня в Одессу, – я оставил мою Молдавию и явился в Европу. Ресторация и итальянская опера напомнили мне старину и, ей-богу, обновили мою душу. Между тем приезжает Воронцов, принимает меня чрезвычайно ласково, объявляет мне, что я перехожу под его начальство, что остаюсь в Одессе. Кажется и хорошо, – да новая печаль мне сжала грудь. «Мне стало жаль моих покинутых цепей». Приехал в Кишинев на несколько дней, провел их неизъяснимо элегически и, выехав оттуда навсегда, – «О Кишиневе я вздохнул». Теперь я опять в Одессе и все еще не могу привыкнуть к европейскому образу...
    4. Записи для себя. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: для себя Примечания ПРИМЕЧАНИЯ Начало работы над этим циклом, судя по сохранившимся в архиве писателя материалам, относится к середине 1920-х годов. Особенно активно В. Вересаев был занят им с середины 1930-х годов. В январе 1936 года в беседе с корреспондентом "Книжных новостей" он рассказывал: "... я веду свои заметки, нечто вроде записной книжки, куда входят афоризмы, отрывки из воспоминаний, различные записи интересных эпизодов" ("Книжные новости", 1936, 10 февраля, No 4). В сентябре и октябре 1940 года в печати появились сообщения со слов В. Вересаева о подготовке им своеобразного труда, "по духу несколько родственного "Невыдуманным рассказам о прошлом" - заметки, сцены, выписки из книг, объединенные в небольшие главы о писательском труде, о любви, о смерти. В этой книге цитаты перемежаются с записями своих мыслей и короткими рассказами". Впервые упоминалось и название работы - "Записи для себя", а также сообщалось, что они "в будущем году будут печататься, вероятно, в "Красной нови" (А. Брагин, "В гостях у Вересаева". - "Коммунар" (Тула), 1940, 10 октября, No 233; Б. Топиро. "В гостях у писателя В. В. Вересаева". - "Ленинское знамя" (Петрозаводск). 1940, 22 сентября, No 220). Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война, видимо, нарушила эти планы писателя, и только 23 сентября 1942 года он пометил в дневнике, что закончил "Записи для себя". Однако полный текст цикла в печати так и не появился, В 1930 году в восемнадцатой книге сборника "Недра" В. Вересаев опубликовал подборку, имевшую общее название "Sopra la morte" и подзаголовок "Мысли о смерти". Это первая значительная публикация материалов цикла "Записи для себя". Писатель довольно широко использовал материалы цикла в своих статьях, воспоминаниях, рассказах, а некоторые...
    5. Фохт-Бабушкин Ю.: В. В. Вересаев - легенды и реальность
    Входимость: 2. Размер: 96кб.
    Часть текста: даже оставить по себе след. Через пятьдесят с лишним лет возвращаются из небытия и роман В. Вересаева "В тупике", и его "литературные монтажи" - "Пушкин в жизни" и "Гоголь в жизни", не издававшиеся с 1930-х годов. Изъятие из богатств нашей культуры таких книг, как "В тупике" или "Пушкин в жизни", - непростительная расточительность, она сродни тому безжалостному уничтожению памятников русской культуры, на защиту которых встает ныне общественность. Вокруг творчества В. Вересаева накопилось довольно много легенд, одни из них созданы литераторами, другие - читателями, но все они очень живучи. Среди них - литературная молва о контрреволюционном пафосе романа "В тупике" и о кощунственном покушении на русскую святыню - А. С. Пушкина, великий образ которого В. Вересаев якобы пытался развенчать, рассказав "правду" о его неприглядном человеческом облике (а на "Гоголя в жизни" тень падала уже из-за сходства названия и жанра). Почему-то при этом не казалось странным, что В. Вересаев, долгие годы делом способствовавший приближению революции, вдруг, когда она произошла, стал ее противником. И уж вовсе необъяснимо "стремление" В. Вересаева осквернить Пушкина, если вспомнить, что на вопрос о своих литературных учителях он неизменно отвечал: "Моя классическая триада:...
    6. Фохт-Бабушкин Ю.: В. В. Вересаев и его публицистические повести
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    Часть текста: войне" (1906--1907). Склонность к подобному жанру не была случайной, она отразила самую суть творческих устремлений В. Вересаева. Его называли писателем-общественником. В произведениях писателя все внимание обычно сосредоточивалось на идейных исканиях героев, а излюбленной формой повествования оказывался диалог, жаркий спор героев о жизни, о политике, о проблемах социально-экономических. Такая всепоглощающая устремленность на решение социальных проблем приводила иногда даже к тому, что философ, общественник, публицист побеждал в его творчестве художника. Произведения В. Вересаева порой привлекали внимание не столько яркостью образов и языка, тонкостью психологического рисунка, сколько остротой и глубиной постановки социальных проблем. С этим же ярко выраженным социально-политическим пафосом его произведений связано и тяготение В. Вересаева к документально точному изображению жизни, к использованию реальных фактов, свидетелем которых он был сам или о которых слышал от близких людей. Показательно, что уже его первая повесть, "Без дороги" (1894), написанная в форме дневника героя, включила немало эпизодов из личного дневника писателя, причем с той же...
    7. Постникова Т. В.: Вересаев. В. В. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: университета, а в 1885 г. было напечатано его первое произведение - стихотворение "Раздумье", довольно слабое и несовершенное. Его следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 г., были рассказы "Мерзкий мальчишка" и "Загадка", последний из которых В. неизменно включал в состав собраний своих сочинений. Так для В. окончательно определилось его писательское призвание. С целью познания человеческой природы, необходимого, но мнению В., для настоящего писателя, он решает после окончания университета в 1888 г. поступить на медицинский факультет Деритского университета и, получив в 1894 г. диплом врача, приступает к врачебной практике. Во время учебы в Петербургском университете В. пережил период сильного увлечения народническими идеями. Однако вскоре наступило разочарование: в конце 80 гг. политическая программа "Народной воли" исчерпала себя. Пессимистические настроения В., общие для поколения 80 гг., потерявшего свои духовные ориентиры, нашли отражение в повести "Без дороги" (1894). Написанная в форме дневника-исповеди земского врача Дмитрия Чеканова, она раскрывала...
    8. Вересаев. Воспоминания. II. В студенческие годы. В Дерпте
    Входимость: 1. Размер: 102кб.
    Часть текста: университет. Он дал науке много ярких имен, начиная с эмбриолога Карла Эрнста Бэра, астронома Струве и кончая физиологом Александром Шмидтом. Весь город живет университетом и для университета. Чем-то старым, старым, средними веками несло от всего здешнего жизненного уклада. Студенчество делилось на семь корпораций (землячеств): Курониа (курляндское), Ливонна (лифляндское), Эстонка (эстляндское), Ригеизис (рижское), Необалтиа (немцев из России), Академиа (сборная) и Леттониа (латышская — единственная не немецкая корпорация). Большинство немецких студентов входило в корпорации. Но были и вне их. Эти назывались «дикими». Дикими были и все мы, русские. Новичок, вступающий в корпорацию, назывался «фукс» (лисица). Фуксом он оставался в течение года. Это было время искуса, в этот год он должен был показать, что достоин быть корпорантом. Основным положением считалось: «Повелевать умеет только тот, кто умеет повиноваться». Фукс и должен был доказать свое умение повиноваться, — абсолютно повиноваться всякому приказу любого из корпорантов своей корпорации. Нередко приказы носили характер намеренного издевательства, — фукс, не сморгнув, должен был сносить все. Кельнеров в корпорантских пивных не было, обязанности их исполняли фуксы; каждый из сих, как признак своего звания, имел при себе штопор. Корпоранты властно покрикивали: — Фу-укс! И фукс почтительно спешил на зов; ни один профессиональный официант не был так безгласно-почтителен, как фукс, — какой-нибудь князь Ливен или граф Мантейфель. Откупоривал бутылки и наливал кружку. Кружку, а не кружки. Все сидевшие за одним столом пили круговую из одной кружки. Каждый выпивал около половины, пока при наклоне кружки уровень пива не доходил до нижнего края кружки; потом кружка доливалась доверху и передавалась соседу....
    9. Быстров В. Н.: Вересаев В. В. (Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: Окончив гимназию с серебряной медалью, Вересаев в 1884 поступает на филологический факультет Петербургского университета (историческое отделение). Первое выступление Вересаева в печати относится к 1885, когда он (под псевдонимом В. Викентьев) опубликовал в журнале «Модный свет и модный магазин» стихотворение «Раздумье». Началом своей настоящей литературной работы Вересаев неизменно считал рассказ «Загадка» (1887), в котором затронута тема преодоления человеком одиночества, зарождения в нем отваги, воли к жизни и борьбе. «Пускай нет надежды, мы и самою надежду отвоюем!» — таков лейтмотив рассказа. После успешного завершения учебы на филологическом факультете Вересаев в 1888 поступает в Дерптский (ныне — Тартуский) университет на медицинский факультет. В автобиографии он так объяснял это решение: «Моею мечтою было стать писателем, а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов». В Дерпте были написаны рассказы «Порыв» (1889), «Товарищи» (1892). Наиболее значительным произведением этого периода является повесть «Без дороги» (1894), которой В., по его словам, вступил в «большую» литературу. Герой повести, земский доктор Чеканов, выражает мысли и настроения того поколения интеллигентов, у которого, как считал тогда Вересаев, «ничего нет»: «Без дороги, без путеводной звезды, оно гибнет невидно и бесповоротно... Безвременье придавило всех, и напрасны отчаянные попытки выбиться из-под его власти». Одной из определяющих в повести следует считать мысль героя и самого автора о...
    10. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: состязании двух художников, Дважды-Увенчанного мастера и лучшего его ученика Единорога в написании картины, "изображающей красоту женщины". Учитель в поисках "высшей Красоты" исходил полсвета, пока не нашел "светозарную Фиалковенчанную", а ученик написал свою возлюбленную Зорьку - "обыкновеннейшую девушку, каких везде можно встретить десятки". Портрет Фиалковенчанной потряс зрителей - "никто никогда еще не видал в мире такой красоты... всеобщий вздох священной, великой тоски пронесся над толпою". А портрет Зорьки вызвал смех, художника едва не побили камнями, но когда пригляделись к картине, все увидели, что девушка светится изнутри - "как будто солнце взошло высоко над площадью". Свет этого солнца озарил лица всех людей и сделал их прекрасными. Каждый понял, что красота рядом с ним и в нем самом. И народ победителем назвал Единорога. В этом рассказе весь Вересаев, видевший красоту земли в простом народе, который и является главным и единственным судьей для каждого художника. Будущий русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик родился 4 января 1867 года в многодетной глубоко религиозной семье известных тульских подвижников Викентия Игнатьевича Смидовича и Елизаветы Павловны, урожденной Юницкой. Отец - врач, сын польского помещика, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей; мать, высокообразованная дворянка, открыла у себя в доме первый в Туле детский сад, а позже элементарную школу. У Викентия было десять братьев и сестер (трое из них умерли в детстве). Мальчик запоем читал Гоголя Н. В., Тургенева И. С., Лермонтова М. Ю., Толстого А. К., ...