• Приглашаем посетить наш сайт
    Гнедич (gnedich.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1900"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Соколов А.: Вересаев В. В. ("История русской литературы конца XIX - начала XX века" )
    Входимость: 7. Размер: 59кб.
    2. Фохт-Бабушкин Ю.: В. В. Вересаев и его публицистические повести
    Входимость: 6. Размер: 72кб.
    3. Фохт-Бабушкин Ю.: В. В. Вересаев - легенды и реальность
    Входимость: 5. Размер: 96кб.
    4. Пушкин в жизни. Поездка на Восток
    Входимость: 4. Размер: 64кб.
    5. Пушкин в жизни. Анонимный пасквиль. Первый вызов. Женитьба Дантеса
    Входимость: 4. Размер: 133кб.
    6. Литературные воспоминания. Н. К. Михайловский
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    7. Пушкин в жизни. В придворном плену
    Входимость: 3. Размер: 266кб.
    8. Голдин Владимир: Очерк о творчестве В. В. Вересаева
    Входимость: 3. Размер: 93кб.
    9. Павлова М. М.: В. В. Вересаев о Федоре Сологубе
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    10. Записки врача. По поводу "Записок врача"
    Входимость: 2. Размер: 118кб.
    11. Пушкин в жизни. Первые годы женатой жизни
    Входимость: 2. Размер: 136кб.
    12. Гоголь в жизни. II. Детство и школа
    Входимость: 2. Размер: 172кб.
    13. Гоголь в жизни. Именной указатель
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    14. Пушкин в жизни. Предисловие к первому изданию
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    15. Записи для себя. Глава V
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    16. На эстраде
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    17. Загадка
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    18. Литературные воспоминания. Вера Засулич
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    19. Липницкая Т. Ф.: Вересаев В. В. в Алексине
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    20. Пушкин в жизни. В Москве
    Входимость: 1. Размер: 104кб.
    21. Быстров В. Н.: Вересаев В. В. (Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    22. Пушкин в жизни. Дуэль, смерть и похороны
    Входимость: 1. Размер: 163кб.
    23. Пушкин в жизни. Перед женитьбой
    Входимость: 1. Размер: 134кб.
    24. Вересаев Викентий Викентьевич и фомирование нового героя в русской литературе рубежа XIX-XX вв. (История русской литературы в 4 томах )
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    25. Пушкин в жизни. Эпилог
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    26. Косогова Виктория: Викентий Вересаев и его повесть "Записки врача"
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    27. Шулятиков В. М.: Новая повесть В. Вересаева
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    28. Записки врача. Глава XXII
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    29. Пушкин в жизни. В Одессе
    Входимость: 1. Размер: 93кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Соколов А.: Вересаев В. В. ("История русской литературы конца XIX - начала XX века" )
    Входимость: 7. Размер: 59кб.
    Часть текста: и свойственные литературе этого направления противоречия. Творчество Вересаева теснейшим образом связано с развитием идеологической борьбы эпохи. Самые известные его произведения конца XIX — начала XX в. посвящены идейным исканиям русской демократической интеллигенции. Повести и рассказы Вересаева на эту тему глубоко автобиографичны. В них отразились напряженные, порой драматические поиски самим автором социальных и нравственных идеалов. В этом смысле дооктябрьское творчество писателя явилось своеобразным художественным документом идеологической жизни эпохи. * * * * * Викентий Викентьевич Вересаев (наст. фамилия — Смидович) родился 16 января 1867 г. в Туле, в семье врача. Большую роль в становлении общественного сознания и этических принципов Вересаева сыграл его отец, человек разносторонне образованный, пользовавшийся в Туле большой популярностью и как врач, и как общественный деятель. Он воспитал в сыне способность к самостоятельному мышлению, трезвый реалистический взгляд на жизнь. Не без его влияния уже в гимназические годы...
    2. Фохт-Бабушкин Ю.: В. В. Вересаев и его публицистические повести
    Входимость: 6. Размер: 72кб.
    Часть текста: В. Вересаева. Его называли писателем-общественником. В произведениях писателя все внимание обычно сосредоточивалось на идейных исканиях героев, а излюбленной формой повествования оказывался диалог, жаркий спор героев о жизни, о политике, о проблемах социально-экономических. Такая всепоглощающая устремленность на решение социальных проблем приводила иногда даже к тому, что философ, общественник, публицист побеждал в его творчестве художника. Произведения В. Вересаева порой привлекали внимание не столько яркостью образов и языка, тонкостью психологического рисунка, сколько остротой и глубиной постановки социальных проблем. С этим же ярко выраженным социально-политическим пафосом его произведений связано и тяготение В. Вересаева к документально точному изображению жизни, к использованию реальных фактов, свидетелем которых он был сам или о которых слышал от близких людей. Показательно, что уже его первая повесть, "Без дороги" (1894), написанная в форме дневника героя, включила немало эпизодов из личного дневника писателя, причем с той же датой. Да и вообще большинство героев вересаевских произведений обычно имело вполне определенных прототипов. Однако столь очевидная документальность произведений В. Вересаева объяснялась не только его нацеленностью на анализ социально-политической проблематики, но и тем, как он понимал долг писателя. Отношение В. Вересаева к литературе лучше всего пожалуй, характеризуется несколько старомодным словом - "служение". Литература была для него "дороже жизни", за нее он бы "самое счастье отдал" (31 декабря 1894 г.){1}. В ней - совесть и честь человечества. И поэтому всякий идущий в литературу возлагает на себя святую обязанность пером своим помогать людям жить лучше, счастливее. Посвятивший себя служению литературе не имеет...
    3. Фохт-Бабушкин Ю.: В. В. Вересаев - легенды и реальность
    Входимость: 5. Размер: 96кб.
    Часть текста: по себе след. Через пятьдесят с лишним лет возвращаются из небытия и роман В. Вересаева "В тупике", и его "литературные монтажи" - "Пушкин в жизни" и "Гоголь в жизни", не издававшиеся с 1930-х годов. Изъятие из богатств нашей культуры таких книг, как "В тупике" или "Пушкин в жизни", - непростительная расточительность, она сродни тому безжалостному уничтожению памятников русской культуры, на защиту которых встает ныне общественность. Вокруг творчества В. Вересаева накопилось довольно много легенд, одни из них созданы литераторами, другие - читателями, но все они очень живучи. Среди них - литературная молва о контрреволюционном пафосе романа "В тупике" и о кощунственном покушении на русскую святыню - А. С. Пушкина, великий образ которого В. Вересаев якобы пытался развенчать, рассказав "правду" о его неприглядном человеческом облике (а на "Гоголя в жизни" тень падала уже из-за сходства названия и жанра). Почему-то при этом не казалось странным, что В. Вересаев, долгие годы делом способствовавший приближению революции, вдруг, когда она произошла, стал ее противником. И уж вовсе необъяснимо "стремление" В. Вересаева осквернить Пушкина, если вспомнить, что на вопрос о своих литературных учителях он неизменно отвечал: "Моя классическая триада: Пушкин, Лев Толстой, Чехов". На самом деле и роман "В тупике" и "литературные монтажи" о Пушкине и Гоголе вовсе не были неожиданной агрессией против революции и национальных святынь, а, наоборот, очень органичны для творчества В. Вересаева. Чтобы понять концепцию этих книг, надо вернуться к истории вересаевского творчества. Кстати, именно ради того, чтобы читатель получил ясное представление об основных вехах исканий В. Вересаева, о его взглядах на литературу и долг художника, в это издание включена "цепь... повестей, отражающих душевную жизнь "хорошей" русской...
    4. Пушкин в жизни. Поездка на Восток
    Входимость: 4. Размер: 64кб.
    Часть текста: тетради легли записи встреч с жителями Казани и Оренбурга, помнившими "государя Петра Федоровича". Пушкин был прекрасно осведомлен в древней и новейшей исторической литературе. Исторический отдел его библиотеки едва ли не самый обширный после собственно литературного. Книги Тьера, Гизо, Барапта, Тьерри, Минье, Токвиля и других влиятельных современных историков хранят пометки его карандаша. Изучение разнообразных направлений помогало поэту вырабатывать свой метод исторической прозы. Пожалуй,в наибольшей степени его учителем здесь был Вольтер. Внимание Пушкина-историка привлекают сильные личности с сюжетными биографиями: Ермолов, Ганнибал, Петр, Пугачев. История являлась как бы лабораторней художника и мыслителя (по свидетельству современника, кроме истории Петра, поэт собирался создать и художественное произведение, ему посвященное). По возвращении из Оренбурга, уже в Болдине, Пушкин принимается за обработку собранных материалов. Они были включены в черновую рукопись, которая и получила окончательную отделку. "История Пугачева" - первый научный труд Пушкина и единственный доведенный...
    5. Пушкин в жизни. Анонимный пасквиль. Первый вызов. Женитьба Дантеса
    Входимость: 4. Размер: 133кб.
    Часть текста: только вынуждена обстоятельствами. Намеки "диплома", не связанные с Дантесом прямо, еще не делали поединок неизбежным. Более того, дуэль компрометировала бы Наталью Николаевну сильнее, чем пасквиль, недаром Жуковский говорит Пушкину, что отказ от нее спасет "жену твою от совершенного посрамления". Но поединок был нужен поэту, потому что он чувствовал: вокруг его жены творятся "адские козни" и им надо положить конец одним ударом. Он и сам пишет об этом в письме к Геккерну: "Случай, который во всякое другое время был бы мне крайне неприятен, весьма кстати вывел меня из затруднения. Я получил анонимные письма". Начался стремительный финал пушкинской жизни. В нижеследующем монтаже Вересаева, как теперь ясно, цепь происшествий представлена не совсем точно (краткое изложение современного взгляда читатель найдет в комментарии). 150 лет спустя нам виднее нити и пружины событий. отнявших у нас великого человека. Однако в документах есть воздух этих страшных дней, наполненный сплетнями, интригами, непониманием - и мучительными страданиями поэта. В своей совокупности мемуары и свидетельства рисуют нам, в конце концов, отвратительный, но точный образ его противников, их случайных и доброхотных помощников, всей этой высокопоставленной "лужи грязи", как назвал однажды Пушкин высшее общество. Объективность требует добавить к этому портрету два штриха, показывающие, насколько не случайны были роковые стечения обстоятельств конца 1836 - 1837 гг. - при всей индивидуальности стремлений, поступков, переживаний участвующих в них лиц. Для этого можно вспомнить Лабрюйера, автора знаменитых "Характеров", построенных на наблюдениях над нравами двора Людовика XIV, когда складывались те негласные правила придворной жизни, которые...
    6. Литературные воспоминания. Н. К. Михайловский
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    Часть текста: выпускных экзаменов. Окончил я повесть летом 1894 года, после сдачи экзаменов, в деревне, и послал ее в московский журнал «Русская мысль», в то время выходивший под редакцией В. М. Лаврова. Три месяца я ждал ответа. Жил я в Петербурге и работал сверхштатным ординатором в Барачной больнице в память Боткина. Наконец получаю ответ: Милостивый Государь! Редакция журнала «Русская мысль» имеет честь сообщить, что доставленная Вами повесть «Без дороги» не может быть напечатана в названном журнале. Отчаяние меня взяло. Я уже много раз до того посылал свои рукописи в разные журналы. Кое-что печаталось — во «Всемирной иллюстрации», в «Книжках недели». Часто получал отказы. Еще чаще никакого ответа не получал. Огорчался, конечно. Но, перечитывая вещь сугубо критическими после отказа глазами, говорил себе: «Да, плохо!» Теперь — перечитывал и с отчаянием ощущал: «Нет — живо; даны подлинные, свои переживания; многое выражено сильно. Во всяком уж случае, даже в той же „Русской мысли“ печатаются вещи много серее и неинтереснее. Вкуса ли во мне нет никакого? Настолько нет, что даже не могу понять, как бездарно то, что я написал?» Перед самим собой страшно было стать смешным «непризнанным гением». Маруся в это время была уже в Петербурге на Высших женских курсах. Она...
    7. Пушкин в жизни. В придворном плену
    Входимость: 3. Размер: 266кб.
    Часть текста: и Екатерины, с европейскими дипломатами, общество красивых, умных, образованных женщин, блестящий европейский салон гр. Фикельмон и ее матери, литературно-музыкальный салон князя Одоевского. Картина светской жизни казалась ему в молодости принадлежащей поэзии, а школа светского общежития обязательной для поэта: "Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества; а многие ли из наших писателей имеют счастие принадлежать к нему?" Теперь, напротив, годы, проведенные в Михайловской ссылке, воспринимаются как годы истинного счастья: жизнь в "лучшем обществе" становится помехой для творческого труда. В то же время порвать придворную цепь не удается. Растет число незавершенных произведений, этих "недостроенных дворцов", по выражению современного пушкиниста. Их масштаб, их разнообразие рисуют перед нами увлекательную перспективу творений колоссального значения и красоты. Пушкиным владеет мысль о большом романе со сложным приключенческим сюжетом, действие которого должно происходить на кавказских водах - это произведение, видимо, предвосхищало во многом "Героя нашего времени". В 1834 - 1836 гг. он задумывает авантюрно-психологический роман "Русский Пелам", который должен был дать широкую панораму русской жизни - от декабристских кружков до притонов лесных разбойников. Поэт работает также над "Повестью из римской жизни", полной автобиографических намеков - о трагическом конце писателя Петрония, прикрепленного Нероном к двору и затем обреченного им смерти; романом в письмах "Мария Шонинг", удивляющим неожиданным сходством со зрелым Достоевским; над исполинским по историко-философскому содержанию замыслом ...
    8. Голдин Владимир: Очерк о творчестве В. В. Вересаева
    Входимость: 3. Размер: 93кб.
    Часть текста: на большой реке или омута на средней речке. Женщины быстро отыскали интересующее их место. Крики и визг нарушили утренний покой. Но и этот привнесенный шум быстро поглотила тишина. Все собрались у костра. Ели печеную картошку, пили чай, заваренный листьями черной смородины. И, если бы не печеная картошка, вряд ли бы была удовлетворена жажда еды. Собравшиеся люди, перебрасывая с руки на руку черный до угля и горячий картофель, неспешно разговаривали. Рассказывали разные истории из своей жизни и плавно вплетали в разговор что-то из прочитанного, вдруг всплывшее в памяти на берегу лесной Сухорушки. Сытый желудок, чистый воздух, мягкое теплое солнце – располагали к неторопливой беседе. Вспомнили Паустовского и Булгакова, кто-то прочитал стихи Н. Рубцова: Приуныли в поле колокольчики, Для людей мечтают позвенеть, Но цветов певучие батончики Разве что подслушает медведь. Одна дама, лет тридцати, рассказала притчу о соревновании двух художников. Каждый из них – учитель и ученик – представил конкурсный портрет красивой женщины, что-то типа картины Крамского «Неизвестная». Первый, в путешествиях, искал и нашел изумительной красоты образ – и все любовались прекрасной иностранкой. Второй написал портрет жены....
    9. Павлова М. М.: В. В. Вересаев о Федоре Сологубе
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    Часть текста: в декабре 1925 г., поздравляя его с 40-летием творческой деятельности. 1 Почти сверстники — «восьмидесятники», они пришли в литературу разными дорогами. Викентий Викентьевич Вересаев (наст. фам. Смидович; 1867—1945) — сын врача-общественника (из дворян), обучался на историко-филологическом факультете Петербургского университета (закончил его кандидатом исторических наук), затем — на медицинском факультете в Дерпте. Во время эпидемии 1892 г. заведовал холерным бараком на юге России, в 1894 г. поступил на работу в Боткинскую больницу в Петербурге, в 1901 г. был уволен по подозрению в связях с социал-демократами и выслан под надзор полиции в родную Тулу (на квартире Вересаева проходили несколько заседаний Тульского комитета РСДРП). 2 Его первая повесть «Без дороги» (1895) была привечена Н. Ф. Анненским в «Русском богатстве», тогда же он стал посещать «Четверги» в редакции журнала на Бассейной улице, однако вскоре разошелся с Н. К. Михайловским и А. И. Иванчиным-Писаревым; 3 сблизился с литературным кружком легальных марксистов (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, А. П. Калмыкова и др.), сотрудничал в «Новом слове», «Начале», «Жизни». Признание пришло к Вересаеву после публикации в «Мире Божием» повести «Записки врача» (1901. № 1-5), написанной по личным впечатлениям Русско-японской войны. Литературные и общественные связи закономерно привели его в кружок московских писателей «Среда» Н. Д. Телешова («знаниевцев»). В отличие от Вересаева, Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников; 1863—1927) получил скромное среднее образование в Учительском институте («кухаркин сын»), затем десять лет (1882—1892) служил народному просвещению в глухой провинции (в...
    10. Записки врача. По поводу "Записок врача"
    Входимость: 2. Размер: 118кб.
    Часть текста: какие: «Ругать не только легче, чем хвалить, но и выгоднее. Это, кажется, еще Белинский сказал. Что в том, что вы будете хвалить Шекспира? Его все хвалят. Но попробуйте ругать Шекспира, и вы сразу станете центром общего внимания: „Шекспира не признает… Должно быть, голова…“». По мнению «Медицинского обозрения», целью моею было щегольнуть перед публикою своим «мягким сердцем»: все время непрерывное «позирование», «красивые фразы», «жалкие слова, рассчитанные на эффект в публике». Рассказываю я, напр., об обезьяне, на которой я делал опыты. «К чему эти трогательные страницы для публики? — спрашивает рецензент. — Чтобы увеличить количество антививисекционистов или же только затем, чтоб показать: смотрите, — я экспериментирую сердечно, даже со слезами, а другие, менее меня „мягкосердечные“, мучат животных без сострадания и не могут написать такого трогательного мартиролога». Самого меня разобрали по косточкам и неопровержимо доказали, что я — человек бесчестный и...