• Приглашаем посетить наш сайт
    Кржижановский (krzhizhanovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1915"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Воспоминания В. В. Вересаева о Федоре Сологубе
    Входимость: 4. Размер: 54кб.
    2. Пушкин и Евпраксия Вульф
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    3. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    4. Княгиня Нина
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    5. Сологуб Ф. - Вересаеву В. В., 4 декабря 1925 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    6. Литературные воспоминания. Вера Фигнер
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    7. Пушкин в жизни. Перед женитьбой
    Входимость: 1. Размер: 134кб.
    8. Гоголь в жизни. III. Первые годы в Петербурге. Служба. Начало литературной деятельности
    Входимость: 1. Размер: 184кб.
    9. Пушкин в жизни. В придворном плену
    Входимость: 1. Размер: 266кб.
    10. В двух планах (о творчестве Пушкина)
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    11. Липницкая Т. Ф.: Вересаев В. В. в Алексине
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    12. Вера Фигнер
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    13. Пушкин в жизни. От переезда в Петербург до путешествия в Арзрум
    Входимость: 1. Размер: 189кб.
    14. Пушкин в жизни. В Москве
    Входимость: 1. Размер: 104кб.
    15. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    16. Соколов А.: Вересаев В. В. ("История русской литературы конца XIX - начала XX века" )
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    17. Гоголь в жизни. V. "Ревизор"
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    18. Пушкин в жизни. В лицее
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    19. Фохт-Бабушкин Ю.: В. В. Вересаев и его публицистические повести
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    20. Миллионерша и дочь
    Входимость: 1. Размер: 18кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Воспоминания В. В. Вересаева о Федоре Сологубе
    Входимость: 4. Размер: 54кб.
    Часть текста: Ф. К. Сологуб Странное дело: вдруг на жизненном пути встретишься с человеком, — таким тебе чужим, ни в чем, казалось бы, несходным, — и что-то на время свяжет с ним, и в чем-то перекликнутся души. Так было у меня с Леонидом Андреевым, — несколько лет близких, почти дружеских отношений. 1 Так в последние годы жизни Сологуба было у меня с Сологубом: были во всем диаметрально противоположны, — Но невзначай, проселочной дорогой Мы встретились и братски обнялись. 2 В первый раз увидел я его у И. Д. Телешева <так!> , 3 в 1915 или 16 году Л. И. Андреев читал свою новую драму «Самсон». 4 О самой драме не говорили, — Андрееву, видимо, не хотелось этого. Но вспыхнул ярый спор об искусстве вообще, об его задачах. На одной стороне были Андреев, Сологуб и Сергей Глаголь, на другой — Ив. А. Бунин и я. После ужина я подошел к Сологубу. — У вас, Федор Кузьмич, есть одно стихотворение, которое начинается так: Под черемухой цветущей Я лежал в июльский зной И вероники ползущей Цвет увидел голубой. 5 Черемуха цветет в мае, вероника — в июне, у вас это происходит в июле. Скажите, пожалуйста, что это, — случайный недосмотр или сознательная насмешка над реалистической правдой? Сологуб подумал и ответил: — У меня сказано: «под черемухой ДУШИСТОЙ». У черемухи пахнут не только цветы, но и листья, и кора. 6 — Федор Кузьмич, у вас сказано: «ЦВЕТУЩЕЙ». Минуты через три он опять подошел. — Я вспомнил: «У меня: «я лежал в ПОЛДНЕВНЫЙ зной». Я засмеялся. — Федор Кузьмич! «В ИЮЛЬСКИЙ»! Иначе тогда бы мне это четверостишие не бросилось в глаза! Такова была наша первая встреча. Был он здесь со своею женою, Анастасьей Николаевной Чеботаревской. С нею я встречался раньше, еще в 1906 году,...
    2. Пушкин и Евпраксия Вульф
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    Часть текста: Молодость, веселый девичий смех, песни, музыка. Как живой, рисуется перед глазами Пушкин среди цветника этих девушек,-- влюбленный во всех сразу и сам всеми обожаемый, сыплющий им направо и налево свои сверкающие стихи, полные легкого хмеля минутной влюбленности. "И влюблюсь до ноября..." Все так легко и бестрагично. И так светло, чисто и невинно. Совсем, как в "Евгении Онегине",-- в нем эта жизнь ведь и отражена. Ленский - жених Ольги; уже признанный жених. Он вечно с ней. В ее покое Они сидят в потемках двое... И что ж? Любовью упоенный, В смятенье нежного стыда, Он только смеет иногда, Улыбкой Ольги ободренный, Развитым локоном играть Иль край одежды целовать. Онегин объясняется с Татьяной и благородно предостерегает ее: Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я поймет; К беде неопытность ведет. И даже непонятно как-то: к какой беде? "Обольстит" и бросит беременной? Ну, как здесь до этого может дойти! В 1915 году в академическом издании "Пушкин и его современники" (вып. XXI--XXII) был опубликован дневник Алексея Вульфа, сына владетельницы Тригорского П. А. Осиповой. Знакомство с этим дневником производит прямо ошеломляющее впечатление, - в таком новом и неожиданном свете являются там любовные отношения молодежи в тогдашней "патриархальной" дворянско-помещичьей среде. Окончивши Дерптский университет, Вульф в 1827 г. приезжает в Петербург. Там он знакомится с недавно приехавшей с отцом своим из провинции двоюродной своей сестрой Лизой Полторацкой, хорошенькой 20-летней девушкой, и "решается избрать ее предметом своего первого волокитства". Вульфу удается совершенно покорить сердце девушки. "Я провел ее постепенно через все наслаждения чувственности, которые...
    3. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: свет». В 1887 увидели свет его первые рассказы — «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Второй из этих рассказов автор считал началом своей серьезной литературной деятельности, неизменно открывая им собрание своих сочинений. В этом рассказе Викентий Викентьевич, разрабатывая тему искусства, утверждает мысль, что искусство призвано будить в человеке высокие стремления, вызывать в нем веру в свои силы, поднимать на борьбу. Вересаев пытается найти идейную опору в народничестве, разделяя его взгляды. Однако теории народников все более отрывались от действительности, и критический ум Вересаева не мог долго питаться устаревшими догмами. В 90-х гг. Викентий Викентьевич Вересаев идейно примыкает к группе легальных марксистов и печатается в журналах «Жизнь» и «Начало». Это дало ему возможность понять народничество «со стороны» в его подлинном содержании. В повести «Без дороги» (1894) писатель нарисовал трагическую фигуру народника, охваченного глубоким отчаянием от крушения своих идеалов. Герой повести, честный и деятельный человек, земский врач Чеканов, убеждается на собственной практике в тщетности народнических проповедей. Избегая громких слов, стершихся подобно мелкой монете, он стремится к полезной и плодотворной деятельности на пользу народу. Правдиво и беспощадно рисуя своего героя, автор утверждает веру в то, что новое поколение революционеров в лице Наташи и ей подобных найдет правильные пути к благородной цели. Повесть «Без дороги» принесла литературную известность Вересаеву, и с этих пор он в глазах широких кругов читателей...
    4. Княгиня Нина
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: ей пишу стихи, а она произвела меня в свои сводники" {Переп., II, 74.}. Из письма князя Вяземского от 25 сент. 1828 г. узнаем, что Пушкин воспел эту даму в стихах, где сравнивает ее с "беззаконною кометою" {Переп. Пушкина, II, 78}. Это - известные стихи Пушкина "Портрет", посвященные Аграфене Федоровне Закревской. О ней, значит, Пушкин в своем письме и говорит. Эта же А. Ф. Закревская выведена Баратынским в его поэме "Бал", вышедшей в 1828 году. Что здесь выведена именно Закревская, видно из письма Баратынского к его другу Н. В. Путяте: "В поэме ты узнаешь гельсингфорские впечатления. Она моя героиня" {Полн. собр. соч. Е. А. Баратынского, акад. изд., 1915, т. II, 245.}. В Гельсингфорсе Баратынский, как известно, сильно увлекался Закревской. В поэме же "Бал" Закревская выведена под именем княгини Нины. Пушкин был в восторге от поэмы Баратынского; хорошо, конечно, знал ее и Вяземский. И ясно, что в письме своем под княгинею Ниною Вяземский разумеет Закревскую. "С своей пылающей душой, с своими бурными страстями",-- А. Ф. Закревская яркой беззаконной кометой проносилась в 20-х годах по небосклону чинного и лицемерно-добродетельного "большого света". Все стихи, проза и письма как Пушкина, так и Баратынского, рисуют ее дерзко презирающей мнение света,...
    5. Сологуб Ф. - Вересаеву В. В., 4 декабря 1925 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: Ждановская набережная 3, кв. 22 4 декабря 1925 Дорогой Викентий Викентьевич, Я чрезвычайно благодарен Вам за Ваше милое письмо, глубоко тронувшее меня. Очень хорошо для нашего Союза, что Вам не удалось отказаться от принятия нашего избрания. С самого начала моей работы в Правлении я говорил о необходимости избрания всесоюзного председателя по уставу, в этом я видел интерес и Союза, и нашего питерского отдела. Председатель всего Союза, где бы он ни жил, если он избран согласно, по самому положению своему, беспристрастен, а наши интересы, желания и мысли не вполне совпадают с московскими. Около года тому назад, в нашем Правлении, когда еще Александр Николаевич Тихонов был в Петрограде, 1 я говорил ему, что в настоящее время наиболее для нас приятным кандидатом являетесь Вы, и теперь очень рад, что это осуществилось. Вы очень скромно относитесь к себе, но я хорошо помню, какое впечатление у нас произвела Ваша, как Вы называете, «статейка». Во внешних отношениях Союза она, в связи с другими частями Вашей работы, сыграла свою роль, и большую, но весьма значительно было ее значение и для внутренней жизни нашего Союза. Может быть, ошибаются те, кто думает, что самому существованию Союза грозит опасность....
    6. Литературные воспоминания. Вера Фигнер
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    Часть текста: лице. Типичнейший во всем москвич. — Вера Николаевна! На вашем чтении очень хотел бы присутствовать Сергей Сергеевич Голоушев — известный художественный критик Сергей Глаголь. Вера Николаевна подняла голову и прищурила глаза. — Это тот, который был в процессе ста девяноста трех, а потом служил полицейским врачом? Нет, избавьте! Так это было не по-московски! Во-первых, ну, полицейский врач, — что же из того? А во-вторых: счел человек нужным почему-нибудь отказать, — и лицо станет растерянным, глаза забегают… «Я, знаете, с удовольствием бы… Но, к сожалению, помещение тесное… Несмотря на все желание, никак не могу…» А тут, как острым топором отрубила: «избавьте!» На чтении присутствовали, сколько помню, В. Я. Брюсов, И. А. и Ю. А. Бунины, Б. К. Зайцев, А. С. Серафимович, Н. Д. Телешов, А. Н. Толстой, И. С. Шмелев и др. Один из товарищей, впервые увидевший Веру Николаевну, был изумлен безмерно: — Я думал, увижу косматую, безобразную нигилистку, с грязными ногтями, размахивающую руками, и вдруг, — какая красота, какое изящество! И правда: ей было за шестьдесят лет, но и теперь она поражала сдержанно-гордой, ...
    7. Пушкин в жизни. Перед женитьбой
    Входимость: 1. Размер: 134кб.
    Часть текста: мощи выражения. Поразительная виртуозность "Домика в Коломне" сочетается с разнообразием тем, настроений и форм лирики. В Болдине завершен в основном "Евгений Онегин". Русская культура приобрела сокровище, которому не знала и по сей день не знает равных. Талант Пушкина достиг высшей зрелости. В 1830 году под редакцией Дельвига в Петербурге начинает выходить "Литературная газета" - орган писателей пушкинского круга. Разражается одна из самых яростных войн в истории русской журналистики; обвинения приобрели скоро очень конкретный, личный характер. Поэта обвиняли в раболепии и заискивании перед сильными мира сего (Н. Полевой), чудовищной безнравственности, соединенной с противоестественными наклонностями к либерализму (Ф. Булгарин), в исключительно пародийном значении его творчества, вершиной которого следует считать "Графа Нулина" (Н. Надеждин). Еще больше доставалось его друзьям, менее знаменитым и любимым публикой, особенно Дельвигу как редактору. При этом печатные доносы Булгарин, сотрудничавший в III отделении, подкреплял рукописными. Литературная битва кончилась резким вмешательством правительства, газета была временно закрыта, Дельвиг отстранен от ее руководства. Суровые объяснения с Бенкендорфом, оскорбительные и пугающие, привели к тому, что Дельвиг...
    8. Гоголь в жизни. III. Первые годы в Петербурге. Служба. Начало литературной деятельности
    Входимость: 1. Размер: 184кб.
    Часть текста: в Петербург. Поэтому они поехали по белорусской дороге, на Нежин, Чернигов, Могилев, Витебск и т. д. В Нежине прожили несколько дней, повидались с некоторыми товарищами и, между прочим, с не успевшим выехать в Петербург же Прокоповичем. По мере приближения к Петербургу нетерпение и любопытство путников возрастало с каждым часом. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к столице. Дело было вечером. Обоими молодыми людьми овладел восторг: они позабыли о морозе, то и дело высовывались из экипажа и приподнимались на цыпочки, чтобы получше рассмотреть столицу. Гоголь совершенно не мог прийти в себя; он страшно волновался и за свое пылкое увлечение поплатился тем, что схватил насморк и легкую простуду. Но особенно обидная неприятность была для него в том, что он, отморозив нос, вынужден был первые дни просидеть дома. Он чуть не слег в постель, и Данилевский перепугался было за него, опасаясь, чтоб он не разболелся серьезно. От всего этого восторг быстро сменился совершенно противоположным настроением, особенно когда их стали беспокоить страшные...
    9. Пушкин в жизни. В придворном плену
    Входимость: 1. Размер: 266кб.
    Часть текста: роскошь мундиров мужчин и туалетов дам, звучные имена лучших русских фамилий всегда по большей части прикрывали пошлость, разврат и внутреннее холопство, прежде светская жизнь не была лишена для поэта своей привлекательности. Он любил "и тесноту, и блеск, и радость" балов, встречи со стариками, помнившими времена Елизаветы и Екатерины, с европейскими дипломатами, общество красивых, умных, образованных женщин, блестящий европейский салон гр. Фикельмон и ее матери, литературно-музыкальный салон князя Одоевского. Картина светской жизни казалась ему в молодости принадлежащей поэзии, а школа светского общежития обязательной для поэта: "Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества; а многие ли из наших писателей имеют счастие принадлежать к нему?" Теперь, напротив, годы, проведенные в Михайловской ссылке, воспринимаются как годы истинного счастья: жизнь в "лучшем обществе" становится помехой для творческого труда. В то же время порвать придворную цепь не удается. Растет число незавершенных произведений, этих "недостроенных дворцов", по выражению современного пушкиниста. Их масштаб, их разнообразие рисуют перед нами увлекательную перспективу творений колоссального значения и красоты. Пушкиным владеет мысль о большом романе со сложным приключенческим сюжетом, действие которого должно происходить на кавказских водах - это произведение, видимо, предвосхищало во многом "Героя нашего времени". В 1834 - 1836 гг. он задумывает авантюрно-психологический роман "Русский Пелам", который должен был дать широкую панораму русской жизни - от декабристских кружков до притонов лесных разбойников. Поэт работает также над "Повестью из римской жизни", полной автобиографических намеков - о трагическом конце писателя Петрония, прикрепленного Нероном к двору и затем обреченного им смерти; романом в письмах...
    10. В двух планах (о творчестве Пушкина)
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    Часть текста: бледных месяца лучах И на........ изорвала, Конечно, "Невский альманах". Я не представляю себе человека, сколько-нибудь любящего Пушкина и его поэзию, который бы рассмеялся, прочитав эту эпиграмму. Как-никак тут задевается не только плохая картинка, но и сама Татьяна - один из самых прекрасных и целомудренных женских образов в нашей литературе. Это совсем то же, что для верующего, например, читать эпиграмму, где, по поводу плохого образа богоматери, в вульгарно-цинических выражениях описывались бы тело и разные интимные отправления богоматери. Читаешь эту эпиграмму на Татьяну, и в негодовании хочется воскликнуть: Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля; Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери! Но сейчас же приходит в голову: да ведь эпиграмму-то написал сам Пушкин - создатель образа Татьяны! Что же это? Рафаэль с озорною улыбкою пририсовывает парикмахерские усы к прекраснейшей из своих мадонн, Данте на мотив похабной уличной песенки напевает суровые терцины вступления к "Аду"! И недоумевающая неловкость овладевает душой. А потом еще соображаешь вот что: по какому случаю говорится у Пушкина о Рафаэле, Данте и презренных фиглярах? Вы помните? Моцарт шел к Сальери и, проходя мимо трактира, услышал, как слепой скрипач разыгрывает арию Моцарта. Потащил с собою старика к Сальери и приказывает ему сыграть что-нибудь из Моцарта. Старик играет, Моцарт хохочет. Сальери с негодованием спрашивает: "И ты смеяться можешь?" А Моцарт ему: "Ах, Сальери! Ужель и сам ты не...