• Приглашаем посетить наш сайт
    Замятин (zamyatin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1922"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. В тупике. Примечания
    Входимость: 6. Размер: 27кб.
    2. Павлова М. М.: В. В. Вересаев о Федоре Сологубе
    Входимость: 5. Размер: 47кб.
    3. Что нужно для того, чтобы быть писателем?
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    4. Пушкин в жизни. От переезда в Петербург до путешествия в Арзрум
    Входимость: 2. Размер: 189кб.
    5. Сологуб Ф. - Вересаеву В. В., 15 марта 1926 г.
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    6. Соколов А.: Вересаев В. В. ("История русской литературы конца XIX - начала XX века" )
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    7. Голдин Владимир: Очерк о творчестве В. В. Вересаева
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    8. Пушкин в жизни. Анонимный пасквиль. Первый вызов. Женитьба Дантеса
    Входимость: 2. Размер: 133кб.
    9. Вересаев В. В. - Сологубу Ф., 13 сентября 1927 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    10. Шмелев И. С. - Вересаеву В. В., 26/13 ноября 1921 г.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    11. Биография (вариант 7)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    12. Пушкин в жизни. В придворном плену
    Входимость: 1. Размер: 266кб.
    13. Могила Вересаева В. В.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    14. В двух планах (о творчестве Пушкина)
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    15. Гоголь в жизни. V. "Ревизор"
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    16. Пушкин в жизни. Первые годы женатой жизни
    Входимость: 1. Размер: 136кб.
    17. Рогов Олег: Живая жизнь Вересаева
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    18. Пушкин в жизни. Предисловие к первому изданию
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    19. Биография (вариант 4)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    20. Шулятиков В. М.: Новая повесть В. Вересаева
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    21. Ивик. Стихотвоения
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    22. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    23. Вересаев В. В. (Краткий биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    24. Сёстры
    Входимость: 1. Размер: 127кб.
    25. Сологуб Ф. - Вересаеву В. В., 4 декабря 1925 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    26. Вересаев В. В. - Сологубу Ф., 12 марта 1926 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    27. Пушкин в жизни. В Кишиневе
    Входимость: 1. Размер: 114кб.
    28. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. В тупике. Примечания
    Входимость: 6. Размер: 27кб.
    Часть текста: 1 и 2; 1924, кн. 3. Написано в 1920 – 1923 годах. Работе В. Вересаева над крупными произведениями обычно предшествовали многолетние размышления, находившие отражение либо в дневниковых записях, либо в его очерках и публицистике. Так было и с романом "В тупике". Через несколько месяцев после Февральской революции 1917 года писатель выпустил почти одновременно три небольшие брошюры – "Бей его! (О самосудах)", "Наплевать! (Борьба за право)", "Темный пожар (О свободе слова)". В них намечены многие мотивы будущего романа. Сочувствуя развернувшимся революционным событиям, помогая им не только словом, но и делом как председатель художественно-просветительной комиссии при Московском совете рабочих депутатов, В. Вересаев вместе с тем был очень обеспокоен, что свободу "темная часть народа поняла так: всякий делай, что хочешь, законов никаких не надо исполнять. Такое мнение очень опасно для свободы и революции". Прокатившаяся по Москве волна самосудов толпы чревата, по мнению писателя, самыми опасными последствиями. "…Жизнь человеческая – вещь драгоценная, и к ней нужно относиться очень бережно". "Пролитая кровь" "начинает пьянить голову", "пятнает и калечит" людям толпы "душу совсем так же, как всякому палачу" ("Бей его!") Без законов, без твердого права нет и не может быть демократического государства. Это – первейшая забота революции. "Трудно жить в стране, где люди вяло и равнодушно смотрят на попрание своих прав" ("Наплевать!"). Закон должен запрещать бесправие, но не душить свободу, так как она обязательное условие истинного человеческого существования. "Свободный гражданин понимает, как необходима для страны свобода слова, он всеми силами стоит за эту свободу и не позволяет нарушать ее, даже когда запрещают говорить то, чему сам...
    2. Павлова М. М.: В. В. Вересаев о Федоре Сологубе
    Входимость: 5. Размер: 47кб.
    Часть текста: выдающихся писателей конца XIX–начала XX в., не схожих по своим общественно-политическим убеждениям и эстетическим взглядам, принадлежавших к противоборствующим литературным направлениям своего времени. «Нас с Вами сближает то, что мы почти в одно время начали нашу литературную работу. Но различны были именно наши пути, как различны светлая дорога и темная (моя) тропа», — писал Сологуб Вересаеву в декабре 1925 г., поздравляя его с 40-летием творческой деятельности. 1 Почти сверстники — «восьмидесятники», они пришли в литературу разными дорогами. Викентий Викентьевич Вересаев (наст. фам. Смидович; 1867—1945) — сын врача-общественника (из дворян), обучался на историко-филологическом факультете Петербургского университета (закончил его кандидатом исторических наук), затем — на медицинском факультете в Дерпте. Во время эпидемии 1892 г. заведовал холерным бараком на юге России, в 1894 г. поступил на работу в Боткинскую больницу в Петербурге, в...
    3. Что нужно для того, чтобы быть писателем?
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    Часть текста: растения. Чтобы пышно развиваться, чтобы дать яркие, благоухающие цветы, для него необходим целый ряд благоприятных условий. В первую очередь нужны подходящие внешние условия. Если вы оглянетесь на блестящую русскую литературу XIX столетия, справедливо вызывающую удивление и восторг всего мира, то увидите, что вся она создана почти исключительно тонким верхним слоем русского народа, - дворянством и буржуазной интеллигенцией. Толща народная для нее почти ничего не дала. И понятно, почему. Безграмотный вятский мужик, безвыездно живший в глухой своей деревушке, темный фабричный ткач, забитый долгим, тяжелым и нездоровым трудом, могли обладать огромнейшим художественным талантом. Но как и в чем могли они его проявить? Не только все кругом, но и сами они даже не подозревали, что горящий в них талант есть великая жизненная ценность, а считали его чудачеством, баловством. И талант погибал, как семя, упавшее на сухую, затоптанную землю. Останавливаться на этом не стоит, - слишком все это понятно, и не об этом я хочу говорить. Я буду говорить о тех внутренних причинах, лежащих в самом писателе, которые мешают ему развернуть во всей силе и красоте свой талант. Если я приведу несколько отрывков из стихотворений крупнейших русских поэтов, не называя их имен, то всякий из вас, сколько-нибудь знакомый с русской поэзией, сразу и без всякого труда определит, кто именно автор каждого из отрывков. Я вас любил. Любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас...
    4. Пушкин в жизни. От переезда в Петербург до путешествия в Арзрум
    Входимость: 2. Размер: 189кб.
    Часть текста: глава "Евгения Онегина"; множество лирических стихотворений, в том числе такие шедевры, как "Я вас любил...", "Воспоминание" и знаменитый "Анчар"; "Арап Петра Великого", первый в России и блистательный опыт биографического романа; критические статьи, излагающие новые эстетические принципы и взгляды на назначение литературы, ее историческую и социальную роль. Между тем жизнь ставила перед поэтом не одни творческие задачи. Из разговора с царем поэт вынес убеждение, что правительство намерено встать на путь широких реформ. Он надеялся, что его отношения с государем помогут облегчить участь декабристов, поверил (на какое-то время), что судьба послала России второго Петра Великого и что ему предназначено быть его сподвижником и вдохновителем. Перед Пушкиным открывалось новое поприще. На самом деле царь Николай I был человеком совсем не поэтического склада. Без серьезных собственных идей, неспособный ни к предвидению событий, ни к их предупреждению, он сам выразил свой идеал так: "Я чувствую себя вполне и совершенно счастливым только между солдатами... В военной службе господствует порядок, строгая, безусловная законность, не замечается всезнайства и...
    5. Сологуб Ф. - Вересаеву В. В., 15 марта 1926 г.
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: Викентьевич, Я заключил договор со Львом Владимировичем Вольфсоном 1 (издательство «Мысль») на «Мелкий Бес», 10-е издание, 10 000 экземпляров, за 1000 р., из которых 750 р. он обязался уплатить после получения цензурного разрешения в течение марта и апреля, а 250 р. по выходе в свет второго тиража, т. к. сначала он напечатает 5000 экз. Эти условия я считаю невыгодными для меня, но согласился на них потому, что при теперешних обстоятельствах не рассчитываю на лучшее. «Мысль» за последние полтора года напечатала мой перевод одного французского романа и три переводные с французского же романа под моею редакциею; 2 расплачивалась со мною аккуратно; своевременно уплатила мне за редактирование перевода одного романа П. Ампа 3 и за перевод одного романа, сделанного мною, хотя оба эти романа не напечатаны. Л. В. Вольфсон человек деловой, немного прижимистый, порою резкий и взбалмошный; из частных здешних издателей он один из более аккуратных в платежах, хотя и случаются задержки на неделю, на две. До последнего времени он издавал переводную беллетристику в большом количестве и книги технические; по-видимому, имеет связи и умеет распространять. С прошлого года, когда в начале весны он заговорил со мною об издании русских современных писателей, из здешних печатался у него Замятин. 4 Теперь он думает выпустить серию книг русских писателей, и задержка была в том, насколько свободны эти писатели; если же печатать Замятина и меня, то...
    6. Соколов А.: Вересаев В. В. ("История русской литературы конца XIX - начала XX века" )
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    Часть текста: в Туле, в семье врача. Большую роль в становлении общественного сознания и этических принципов Вересаева сыграл его отец, человек разносторонне образованный, пользовавшийся в Туле большой популярностью и как врач, и как общественный деятель. Он воспитал в сыне способность к самостоятельному мышлению, трезвый реалистический взгляд на жизнь. Не без его влияния уже в гимназические годы пробудился у юноши интерес к общественной жизни. Надолго запомнилось писателю «завещание» отца — надпись на подаренном ему в 1879 г. собрании стихов А. К. Толстого. Это было стихотворение А. Навроцкого, автора известной песни «Утес Стеньки Разина», в котором были памятные Вересаеву строки: Действуй свободно, не уставая, К свету и правде людей призывая! «Ничего у меня так не отпечаталось в душе, как это завещание», — записал в своих воспоминаниях Вересаев. В гимназические годы Вересаев начал писать стихи. Его любимыми поэтами были Лермонтов и Ал. Толстой, любимым прозаиком — Гоголь, позже Тургенев. Тогда же Вересаев испытал и сильнейшее влияние Писарева. В 1884 г. Вересаев поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После окончания курса он изучал медицину в Дерпте. В университете он «деятельно и с увлечением участвовал в разнообразнейших студенческих кружках, лихорадочно живя в напряженной атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов». В ноябре 1884 г. он записывает в дневнике: «Вперед, вперед! В жизнь, в кипучую жизнь. Бросить эту мертвую схоластику, насколько можно, окунуться в водоворот современных интересов, выработать в себе убеждения живые!» Эти годы были для Вересаева периодом напряженных...
    7. Голдин Владимир: Очерк о творчестве В. В. Вересаева
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    Часть текста: на средней речке. Женщины быстро отыскали интересующее их место. Крики и визг нарушили утренний покой. Но и этот привнесенный шум быстро поглотила тишина. Все собрались у костра. Ели печеную картошку, пили чай, заваренный листьями черной смородины. И, если бы не печеная картошка, вряд ли бы была удовлетворена жажда еды. Собравшиеся люди, перебрасывая с руки на руку черный до угля и горячий картофель, неспешно разговаривали. Рассказывали разные истории из своей жизни и плавно вплетали в разговор что-то из прочитанного, вдруг всплывшее в памяти на берегу лесной Сухорушки. Сытый желудок, чистый воздух, мягкое теплое солнце – располагали к неторопливой беседе. Вспомнили Паустовского и Булгакова, кто-то прочитал стихи Н. Рубцова: Приуныли в поле колокольчики, Для людей мечтают позвенеть, Но цветов певучие батончики Разве что подслушает медведь. Одна дама, лет тридцати, рассказала притчу о соревновании двух художников. Каждый из них – учитель и ученик – представил конкурсный портрет красивой женщины, что-то типа картины Крамского «Неизвестная». Первый, в путешествиях, искал и нашел изумительной красоты образ – и все любовались прекрасной иностранкой. Второй написал портрет жены. Поначалу симпатии зрителей склонились к портрету иностранки, но в конечном итоге отдали предпочтение портрету местного художника. И тут был поставлен вопрос, кто автор этой притчи? Все притихли. Рассматривая почерневшие от печеной картошки, пальцы рук я пытался определить автора этой истории. Почему-то подумалось: «Это – Александр Грин» И тут же в лесной тишине как-то очень выразительно прозвучало: - Так ведь это же Вересаев! - Да, - подтвердила рассказчица, - это Вересаев. В моей голове включился компьютер, называемый памятью: «Ве-ре-са-ев: ровесник...
    8. Пушкин в жизни. Анонимный пасквиль. Первый вызов. Женитьба Дантеса
    Входимость: 2. Размер: 133кб.
    Часть текста: В этом смысле дуэль Пушкина с Дантесом не была только вынуждена обстоятельствами. Намеки "диплома", не связанные с Дантесом прямо, еще не делали поединок неизбежным. Более того, дуэль компрометировала бы Наталью Николаевну сильнее, чем пасквиль, недаром Жуковский говорит Пушкину, что отказ от нее спасет "жену твою от совершенного посрамления". Но поединок был нужен поэту, потому что он чувствовал: вокруг его жены творятся "адские козни" и им надо положить конец одним ударом. Он и сам пишет об этом в письме к Геккерну: "Случай, который во всякое другое время был бы мне крайне неприятен, весьма кстати вывел меня из затруднения. Я получил анонимные письма". Начался стремительный финал пушкинской жизни. В нижеследующем монтаже Вересаева, как теперь ясно, цепь происшествий представлена не совсем точно (краткое изложение современного взгляда читатель найдет в комментарии). 150 лет спустя нам виднее нити и пружины событий. отнявших у нас великого человека. Однако в документах есть воздух этих страшных дней, наполненный сплетнями, интригами, непониманием - и мучительными страданиями поэта. В своей совокупности мемуары и свидетельства рисуют нам, в конце концов, отвратительный, но точный образ его противников, их случайных и доброхотных помощников, всей этой высокопоставленной "лужи грязи", как назвал однажды Пушкин высшее общество. Объективность требует добавить к этому портрету два штриха, показывающие, насколько не случайны были роковые стечения обстоятельств...
    9. Вересаев В. В. - Сологубу Ф., 13 сентября 1927 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Вересаев В. В. - Сологубу Ф., 13 сентября 1927 г. В. В. Вересаев — Ф. Сологубу <13 сентября 1927> Дорогой Федор Кузьмич! Очень радостно было получить от Вас письмо, писанное Вашей собственной рукою. И еще радостно было прочесть в нем утешительные сведения о Вашем здоровье. Прежде всего, — о деле. Я лично сделать могу мало, п<отому> ч<то> в Госиздате меня очень не жалуют: весною, на заседании Гус’а (гос<ударственного> учен<ого> совета при Наркомпросе), когда завед<ующий> литер<атурно->худож<ественной> частью Госиздата Бескин 1 делал доклад о деятельности Госиздата, я повел на него яростную атаку, доказывая, что, благодаря Госиздату, на рынке нашем совсем нет русских классиков и что дело всякого любящего русскую литературу — бороться за раскрепощение классиков из-под власти Госиздата. — Но, конечно, вообще говоря, попытаться можно кое-что сделать — через других членов союза, более приятных Госиздату. О результатах, конечно, сейчас же уведомлю. Я на днях только приехал из Коктебеля 2 и пока еще не огляделся. Меня очень поразили и обрадовали Ваши несколько слов о Пушкине, — потому что они совершенно совпадают с тем, что я сейчас о нем пишу; моя статья озаглавлена: «В двух планах», доказываю именно, что в жизни и в творчестве это были два совсем разных человека и что он творил из жизни «сладостную легенду», 3 потому что жизнь сама по себе для него была пуста и ужасна. Крепко жму Вашу руку, дорогой Федор Кузьмич, — поправляйтесь и беритесь за работу! Ваш В. Вересаев 13 сентября 1927 Примечания РО ИРЛИ, ф. 289, оп. 3, № 127, л. 15-16.  1 Бескин Эммануил Мартынович (1877—1940; псевд. К. Фамарин ) — театр, критик, историк театра; редактировал еженедельник «Театральная Москва» (1921—1922) и журн. «Рабис» (1927—1934). 2 В 1916 г. Вересаев приобрел дом в дачном поселке Коктебель, где жил в 1918—1921 гг., а затем приезжал туда в летние месяцы; см. его очерк «Коктебель»: Вересаев В. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. С. 462-471. 3 Цит. из вступления к трилогии Сологуба «Творимая легенда» (1907-1913), ставшая «крылатым» выражением.
    10. Шмелев И. С. - Вересаеву В. В., 26/13 ноября 1921 г.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: упирается в забор - какое мож[ет] б[ыть] окрыление. Для творчества необхо дима перспектива, то конечное, что видишь или чуешь. Но для того чтобы видеть это конечное, надо иметь основу, упор, твердость под ногами, как геодезист, старающийся ус тановить свой инструмент, или астроном - трубу свою. Но для меня нет упора, почва дрожит, база меняется, и я как го рошина в сотрясаемой бутылке. Понимаете?! Для моего творчества необходим устой, уклад жизни отстоявшийся, какого бы содержания он ни был (пусть это даже сверх коммунизм), но уже выявивший свой лик, а не зыбкий и те кучий. С этой базы мне могла бы быть видна даль, а сейчас кинематограф[ическое] мелькание. И если возможно твор чество, то оно было бы и эскизно и субъективно в высш[ей] степени, а при моем душевном угнетении - совершенно не верным. То, что я мог бы писать, - не могло бы и увидеть читателя. Для "Южного Альманаха" 1 я не мог ничего дать - сил не было. Кроме сего, Тренев писал мне "желательные требования" - рассказ должен был иметь хоть как[ое]- ниб[удь] отношение к эпохе, пусть хоть и давними корня ми, иметь идейную связь с сдвигом социальным, хотя бы указывал причины и мотивы. Это своего рода задание. Мне всегда были чужды и задания, и "политич [ еские] грибки", и анализы, и подходы. Таков характер. Если я писал "Челов[ека] из ресторана" - так это была вольная, страстная работа, без всяк[их] задних мыслей и заданий. Но я же пи сал и "Розстани" и "Неупив[аемую] чашу". Они для меня и чище и любимее, а в них...